Порядок регистрации ИП через МФЦ
- 16 ноября 2021
- Просмотров:
1. Плюсы и минусы регистрации ИП через МФЦ
Преимущества подачи документов через МФЦ:
- МФЦ имеет много отделений. В Москве, например, 130 многофункциональных центров и всего 1 регистрирующая налоговая. Вы можете выбрать ближайший к вам МФЦ и подать документы. График работы у этих органов удобнее, чем у ФНС: в будни можно обратиться даже поздним вечером, а еще МФЦ работают в выходные.
- МФЦ бесплатно принимает документы на открытие ИП. МФЦ передает документы в налоговую в электронном виде, поэтому госпошлина за регистрацию ИП не предусмотрена.
- Можно не стоять в очереди за получением услуги. На прием можно записаться заранее на сайте или по телефону.
Недостатки подачи документов через МФЦ:
- В МФЦ работают специалисты широкого профиля. Они проверяют только комплектность документов, но не правильность их заполнения.
- В редких случаях в МФЦ могут не принять уведомление о применении УСН. Это не страшно, такое заявление можете подать в территориальную налоговую после, в течение 30 дней с момента получения документов о регистрации ИП.
- В МФЦ срок регистрации ИП дольше, чем в ФНС. Он может быть незначительно увеличен на время, необходимое для пересылки электронных документов из МФЦ в налоговую.
2. Какие документы нужны для регистрации ИП в МФЦ?
При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя через МФЦ в 2025 году пакет документов тот же, что и при подаче в налоговую.
Стандартный комплект документов включает:
- Заполненное заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р21001 в одном экземпляре. Заполнить заявление можно от руки черной, синей или фиолетовой ручкой и заглавными печатными буквами или на компьютере шрифтом Courier New 18-м кеглем. Нужно выбрать коды ОКВЭД и систему налогообложения,
- Оригинал паспорта гражданина РФ или иностранного гражданина и обычная копия его страниц 2, 3 и страницы с информацией о прописке (вместо паспорта допускаются и другие документы, удостоверяющие личность по закону).
Иностранным гражданам дополнительно нужны:
- Нотариально заверенный перевод иностранного паспорта,
- Копия разрешения на временное проживание или вида на жительство.
Также могут понадобиться:
- Для работы с несовершеннолетними, в сфере образования или медицины - справка об отсутствии судимости или решение комиссии по делам несовершеннолетних о допуске,
- Для несовершеннолетних - нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или органов опеки.
Могут потребоваться и иные документы.
Квитанция об уплате госпошлины не потребуется, ведь при подаче документов через МФЦ госпошлина не уплачивается.
3. Порядок подачи документов в МФЦ
- Сформируйте пакет документов и подготовьте копии.
- Найдите подходящий МФЦ: уточните, принимает ли он документы на регистрацию ИП, какой у него график работы, запишитесь на прием, чтобы не терять время в очередях.
- Подайте документы в МФЦ лично или через представителя. Во втором случае оформите у нотариуса доверенность на представителя и заверьте подлинность подписи ИП на заявлении по форме Р21001.
- В редких случаях в МФЦ могут не принять уведомление о применении УСН. Это не страшно, такое заявление можете подать в территориальную налоговую после, в течение 30 дней с момента получения документов о регистрации ИП.
- Получите в МФЦ опись документов, которые у вас приняли для оказания услуги.
- Ожидайте решения налоговой. Если налоговая инспекция одобрит заявление, вы получите лист записи из ЕГРИП на адрес электронной почты, указанный в заявлении. А в МФЦ сможете взять документ, подтверждающий содержание электронного листа.
- Если в регистрации ИП отказано, можно исправить ошибки и подать документы снова, либо подать жалобу, если вы считаете что вам отказали незаконно (читайте ниже).
4. Через сколько дней зарегистрируют ИП?
При подаче документов на регистрацию ИП через многофункциональный центр в 2025 году срок будет таким же, как и при подаче в ФНС, ведь МФЦ перешли на электронный документооборот с налоговой. Этот срок может быть немного увеличен из-за времени, необходимого для передачи электронных документов в инспекцию.
5. А если отказали в регистрации ИП?
Если отказ законен (например, представлены документы с недостоверными сведениями), то недочеты можно исправить и подать документы снова. А необоснованный отказ налоговой можно обжаловать, если, по мнению заявителя, это нарушает его права. Так, можно обратиться с жалобой на действия инспектора к начальнику соответствующей налоговой. Если обращение не дало результата, следующие инстанции - вышестоящая инспекция, Центральный аппарат ФНС и суд. Жалоба подается в течение 3 месяцев со дня вынесения решения об отказе в регистрации индивидуального предпринимателя. Решение по жалобе должно быть принято в течение месяца.