Пошаговая инструкция: как в 2024 году открыть ИП самостоятельно
- 16 ноября 2021
- Просмотров:
1. Подготовка к открытию бизнеса
Перед открытием ИП в 2024 году проверьте следующие моменты:
- Может ли ИП заниматься выбранным видом деятельности?
ИП разрешено работать не по всем ОКВЭД. Например, под запретом частные охранные услуги, воздушные перевозки, производство лекарственных средств, производство пиротехнических изделий и другие виды деятельности. - Необходимо ли получить лицензию?
Проверьте перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Он указан в ст. 12 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”. -
Требуется ли получение специального разрешения?
Например, если ИП планирует работать в сфере питания, торговли или оказания бытовых услуг, нужно уведомить Роспотребнадзор. Какие конкретно контролирующие органы надо уведомлять и для каких кодов ОКВЭД действует эта обязанность, можно уточнить в налоговой. Отметим, что работа без необходимых разрешений влечет штраф. -
Выберите налоговый режим
ИП после регистрации по умолчанию работает на общей системе налогообложения. Но не всем этот режим подходит, поэтому можно перейти на упрощенную систему налогообложения. Для этого при регистрации вместе с иными документами надо подать в ФНС уведомление о применении УСН. Также это можно сделать в течение 30 дней после регистрации. Допустимо выбрать и патентную систему налогообложения, если она применима к выбранному виду деятельности.
2. Оформление документов для открытия ИП
Обязательных документа для подачи в инспекцию всего два:
- Паспорт с копиями страниц 2 и 3 (остальные по требованию инспектора). Вместо паспорта допускаются и другие документы, удостоверяющие личность по закону,
- Заявление по форме Р21001. Если решите заполнить его самостоятельно, важно ознакомиться с требованиями налоговой, чтобы не получить отказ в регистрации.
Могут потребоваться дополнительные документы:
- Квитанция об оплате госпошлины в размере 800 руб. Если будете подавать документы напрямую в налоговую инспекцию или отправлять по почте. При подаче онлайн, а также через МФЦ или нотариуса госпошлина не взимается,
- Нотариальная доверенность, если документы подает представитель,
- Нотариальный перевод паспорта, копия вида на жительство или разрешения на временное пребывание - для лиц с иностранным гражданством или без гражданства,
- Уведомление о переходе на УСН, если хотите применять этот налоговый режим с момента регистрации,
- Свидетельство о браке, нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей, попечителей), решение органов опеки и попечительства или решение суда о признании дееспособным - для несовершеннолетних заявителей,
- Справка об отсутствии судимости или решение комиссии по делам несовершеннолетних о допуске - для работы с несовершеннолетними, в сфере образования или медицины.
Могут понадобиться и иные документы.
3. Подача документов на регистрацию ИП
Документы на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя можно подать несколькими способами:
- Через бесплатный сервис банка Уралсиб.
Вам потребуется лишь прислать копии своих документов, остальное сервис сделает за вас.
Плюсы:- Это бесплатно,
- Не нужно ничего самостоятельно заполнять,
- Вам подготовят все нужные документы,
- Помогут выбрать систему налогообложения и виды деятельности,
- Вы не оплачиваете госпошлину 800 руб.,
- Вам не нужно ходить в налоговую.
Минусы: - - Лично в налоговую.
Предприниматель сам или через представителя по доверенности подает документы непосредственно в ИФНС.
Плюсы: -
Минусы:- Нужно платить госпошлину,
- Все документы нужно готовить самостоятельно,
- Регистрирующая ФНС, как правило, только одна на регион и располагается в областном центре. Возможно, будут проблемы с тем, чтобы туда попасть.
- Через МФЦ.
Многофункциональные центры работают по принципу “одного окна” и передадут документы для регистрации ИП в налоговую.
Плюсы:- МФЦ имеет много отделений,
- Не надо оплачивать пошлину.
Минусы:- Все документы нужно готовить самостоятельно,
- Сотрудники МФЦ проверят лишь комплектность документов, но не их правильность,
- Могут не принять уведомление о переходе на УСН,
- Срок регистрации удлиняется на время для электронной передачи документов в ФНС.
-
С помощью нотариуса.
Он заверит документы своей электронной подписью и отправит в налоговую.
Плюсы:- Не нужно платить госпошлину,
- Не нужно посещать налоговую.
Минусы:- Все регистрационные документы нужно подготовить самим,
- Необходимо оплатить услуги нотариуса.
-
По почте.
К заявлению прикладывается и копия паспорта - они должны быть заверены нотариально. Отправляйте заказное письмо с описью вложения.
Плюсы:- Не надо посещать налоговую инспекцию лично.
Минусы:- Самостоятельная подготовка пакета регистрационных документов,
- Необходимость нотариального заверения документов,
- Нужно оплачивать госпошлину и отправку письма,
- Срок регистрации ИП увеличивается на время доставки документов.
4. Возможные причины отказа в регистрации ИП
Иногда налоговая инспекция отказывает лицам в их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. причинами этого могут быть:
- Неполный комплект документов для открытия ИП,
- Ошибки, исправления, неточности в заполнении документов,
- Подача документов не в ту инспекцию (нужно выбрать регистрирующую налоговую в субъекте по месту прописки),
- Выбор вида деятельности, который нельзя осуществлять ИП,
- Непогашенная судимость или банкротство физического лица, планирующего стать бизнесменом,
- Судебный запрет на занятие предпринимательской деятельностью,
- Незаконное нахождение иностранца на территории России,
- Недееспособность (в силу возраста или судебного решения),
- Работа на государственной службе,
- Наличие статуса ИП у заявителя.
5. Обжалование отказа в регистрации ИП
Если отказ законен (например, представлены документы с недостоверными сведениями), то недочеты можно исправить и подать документы снова. А если, по мнению заявителя, отказ необоснован и нарушает его права, решение налоговой можно обжаловать. Вначале достаточно обратиться с жалобой на действия инспектора к начальнику соответствующей налоговой. Если обращение не дало результата, следующие инстанции - вышестоящая инспекция, Центральный аппарат ФНС и суд. Жалоба подается в течение 3 месяцев со дня вынесения решения об отказе в регистрации индивидуального предпринимателя. Решение по жалобе должно быть принято в течение месяца.